ctrs-online.ru

Модульный синтезатор своими руками


Модульный синтезатор своими руками

Модульный синтезатор своими руками

Модульный синтезатор своими руками


Современные производители.

Сворачивание производства модульных синтезаторов в 80-х годах прошлого века было во многом обусловлено нашествием новых технологий. Компании, в особенности крупные, начали одна за другой перепрофилироваться, отказываясь от выпуска громоздких модульных систем в пользу новых перспективных продуктов. Как ни странно, их же собственные разработки в основном и формировали новое направление технической мысли. В 80-е годы были созданы знаковые, как это теперь стало понятно, синтезаторы. Компания Emu явила миру свой Emulator, в PPG был создан Wave, Roland выпустил D50, Yamaha — DX7, словосочетание "Korg M1" вообще воспринималось как заклинание.

Важным было и появление протокола MIDI, который позволил с легкостью комбинировать различное оборудование и в какой-то степени уменьшил значимость и ценность как живого исполнения, так и традиционного многодорожечного способа записи музыкального материала. На фоне такого стремительного развития новых технологий модульные системы выглядели несовременно.

Рынок выявил эту тенденцию и отреагировал соответственно. Новообразованные компании, выпускающие электронное оборудование для музыкальной индустрии, такие как, например, Kurzweil, Ensoniq и Alesis в США, сразу сделали ставку на многоголосные цифровые синтезаторы. Как грибы после дождя стали появляться цифровые инструменты, обладающие значительной полифонией и многообразием готовых звуков. Изменять тембры стало проще и быстрее, поскольку вместо связок проводов и множества регуляторов лицевая панель большинства синтезаторов теперь имела десяток-другой кнопок и дисплей с надписями. Музыкантам это понравилось, и цифровые синтезаторы быстро захватили господство. Конечно, оставалось небольшое количество музыкантов, продолжавших использовать старую технику, но они, что называется, погоды не делали.

Гонка "новых музыкальных вооружений" без помех раскручивалась примерно до первой половины 90-х годов. Полифония синтезаторов потихоньку выросла до бесполезных величин, секвенсоры запаслись сравнительно большим объемом памяти, а "выросшие из пеленок" персональные компьютеры тоже потихоньку научились синтезировать звуки и записывать их, притворяясь одновременно синтезаторами, секвенсорами и многодорожечными магнитофонами.

Постепенно, если использовать метафору, синтезатор из деликатеса превратился в обыкновенный бутерброд, каких много. От голода вроде бы спасает, но удовольствия почти не приносит. И в какой-то момент в музыкальном сообществе стало зарождаться осознание, что все идет куда-то "не туда". Что-то как будто было упущено, нечто очень важное. Количество перестало переходить в качество, кнопки, дисплеи и сотни готовых тембров в памяти синтезаторов уже не так радовали. Пришло или, скорее, вернулось, понимание, что музыка — это не всегда MIDI-секвенция, играющая сама по себе, что инструмент нужно любить, и что придавать жизнь музыке лучше всего именно живыми прикосновениями к инструменту. И даже если этот инструмент — синтезатор, то хорошо бы и ему более чутко реагировать на движения рук.

Сейчас неизвестно, кто первым бросил взгляд назад. Но там, позади, обнаружились основательно подзабытые аналоговые синтезаторы, которые, правда, требовали к себе повышенного внимания музыканта, но зато отвечали на него взаимностью, незамедлительно реагируя на прикосновение рук. И реагировали они несколько иначе, не так, как цифровые инструменты, что и не удивительно. Ведь цифровой синтез зарождался как подражание аналоговому, за исключением, быть может, технологии волновых таблиц и гранулярного ресинтеза. Очень скоро выяснилось, что аналоговые синтезаторы нужны многим, но их в природе осталось мало и на всех просто не хватало. На рынке в это время присутствовало некоторое количество фирм, выпускающих модульные системы, но их производительности все-таки было недостаточно для удовлетворения растущего спроса.

Некоторые компании из числа бывших производителей таких синтезаторов тоже подумывали возродить производство. Но за прошедшие годы многое изменилось. Элементная база в электронной промышленности сменила несколько поколений, и теперь уже дискретные транзисторы стали едва ли не большей редкостью, чем микросхемы процессоров. Вопрос массового производства не удалось решить еще и по причине отсутствия массового спроса в том смысле, в каком его понимают крупные корпорации. Он был явно больше, чем единичный, но еще не массовый. И разработка "нового старого" направления в синтезаторостроении разветвилась надвое. Часть фирм, в основном крупные, стали исследовать и развивать цифровые процессорные имитации аналоговых схем, постепенно сформировав крупный рынок виртуальных аналоговых или, как их иногда называют, математических синтезаторов. Результат работы этих компаний в наши дни можно видеть практически в любом музыкальном магазине, торгующем синтезаторами.

Другие компании, часто не столь крупные и не одержимые идеей "массовости", занялись возрождением реальных аналоговых синтезаторов и, в частности, их модульных предков, собранных из дискретных электронных компонентов. Нужно заметить, что популярность таких систем в наше время все-таки не столь высока, как в первые годы их существования, когда альтернативы просто не было. Теперь есть более широкий выбор синтезаторов различных типов, и модульные системы выбираются более осознанно. Кроме того, работа с ними требует несколько более высокого уровня познаний музыканта в электротехнике и в теории звукового синтеза, что есть не у каждого. Соответственно, в относительном выражении количество пользователей модульных синтезаторов остается не очень большим. Нужно также учесть, что разным музыкантам нужны разные конфигурации систем, а это автоматически приводит к тому, что производители работают, в основном, по предварительным заказам и в небольших объемах. Понятно, что такой бизнес приемлем лишь для малых фирм, крупным же компаниям это не интересно. И при всем этом можно отметить интересный факт. Количество производителей модульных аналоговых систем, сократившись до минимума в 80-х годах, в начале 90-х вновь начало расти, и теперь их не меньше, а значительно больше, чем было в пору расцвета таких синтезаторов в 70-х годах прошлого века.

Дональд Букла (Donald Buchla) остался верным своему первому увлечению, и, даже осваивая цифровые технологии, ухитрялся использовать в разработках уже проверенные технические решения (рис. 1).

В конце 70-х и начале 80-х годов компания уже производила гибридные синтезаторы, такие как Touche, Buchla 400 и 406. Оценив распространение протокола MIDI, в начале 90-х годов Дональд Букла конструировал оригинальные MIDI-контроллеры, например, Thunder (рис. 2). Контроллер использовал сенсорные панели для пальцев рук. Здесь применены те же принципы, что и в сенсорной клавиатуре Kinesthetic Input Port (см. ). Пластины чувствительны к силе нажатия и движению пальца, формируя различные управляющие сигналы, в том числе полифоническое послекасание. В целом же эта система умела делать гораздо больше в исполнительском плане, чем многие современные упрощенные контроллеры.

В разные годы компания занималась разработками для сторонних заказчиков, например, для фирмы Oberheim (модуль OB-MX). Возможно также, что время от времени Дональд Букла по старой памяти получал частные заказы на изготовление модульных синтезаторов и ждал нужного момента для возрождения их полноценного производства. Как бы там ни было, в 2002 году было принято решение улучшить популярную "двухсотую" серию модульных синтезаторов и возобновить ее выпуск. Произведя некоторые доработки и сконструировав несколько новых модулей, компания в 2004 году объявила о выходе новой серии — 200e (рис. 3).

В серию входит примерно полтора десятка модулей новой конструкции, среди которых есть осцилляторы, фильтры, генераторы сложных управляющих напряжений, преобразователь частоты, преобразователь MIDI-CV и другие блоки. Есть и фирменная сенсорная клавиатура. По сравнению с первыми изделиями полувековой давности некоторые модули имеют довольно сложное устройство. Есть, например, модуль под названием Complex Waveform Generator (рис. 4), который способен производить различные типы сигналов. При этом выходное напряжение звуковой частоты имеет регулируемую симметрию формы импульса, контролируемую напряжением частотную, амплитудную и тембровую модуляцию от встроенного модулирующего генератора (тоже с изменяемой формой импульса) и некоторые другие возможности изменения тембра.

Интересен также модуль Triple Morphing Filter (рис. 5), состоящий из трех параллельных полосовых фильтров, работающих независимо. Каждый из них имеет управляемую напряжением центральную частоту, добротность и коэффициент пропускания, а также систему морфинга, работающую посредством перебора различных предустановленных параметров фильтрации. Этот модуль — просто находка для синтеза звуков с подвижной формантной структурой, например, человеческого голоса.

А на рис. 6 показан счетверенный процессор управляющих напряжений, работа которого заключается в выполнении различных алгебраических функций с контрольным напряжением. Причем эти функции реализованы чисто аналоговым способом: сложением входных и выходных сигналов в выбранной пропорции. А в результате этих действий формируется сложно изменяющееся напряжение.

Интересно, что входящий в эту серию модуль преобразователя MIDI-сигналов в контрольные напряжения имеет функцию пресетного менеджера и позволяет сохранять в памяти различные настройки модулей, например, фильтра или процессора управляющих напряжений.

Модульная система Buchla 200e — довольно дорогое удовольствие, с чем бы ни сравнивать. Например, упомянутый модуль комплексного звукового генератора по прайс-листу стоит 1400$, тройной фильтр — 1200$. Типовая рабочая конфигурация из восьми модулей в небольшом корпусе и в комплекте с патч-кордами стоит уже около десяти тысяч. Компания предлагает своим заказчикам в США возможность в дополнение к новым модулям установить любые модули из старой серии 200, дает двухгодичную гарантию, а также возможность возврата системы в течение месяца со дня покупки.

Однако существует мнение, что цены на системы марки Buchla вполне оправданы, поскольку ее модули предлагают более широкий набор функций, чем их аналоги у конкурентов.

Компания Sound Transform Systems в США продолжает выпускать системы под маркой "Serge Modular" с тех самых пор, как в 1986 году выкупила права у Сергея Черепнина. Несмотря на штучное производство, компания занималась дополнительными разработками новых схем и предлагает вполне конкурентоспособный продукт (рис. 7).

Для снижения стоимости системы и облегчения ее конфигурирования были разработаны модули иного формата, с размером примерно вдвое меньше, чем у прототипов. Кроме того, несколько отдельных схем стали объединять в одном модуле. Этот формат назвали "M-class", под него сконструировали малогабаритные корпуса, и в таком виде система предлагается в настоящее время. На рис. 8 крупным планом показана одна из панелей системы М-класса.

В состав серии входят несколько видов осцилляторов и фильтров (одиночные, двойные и тройные), многополосный эквалайзер, сдвоенный и счетверенный генератор огибающей, волновые процессоры (шейпер, кроссфейдер, перемножитель, алгебраические и случайные преобразователи), аналоговый дилей, несколько видов аналоговых секвенсоров, счетчики/делители импульсов, микшер и некоторые другие виды модулей. Часть перечисленного можно увидеть на приведенных фотографиях.

Еще одна компания в США решила вернуться к своим старым разработкам. Это PAiA Electronics, основанная еще в конце 50-х годов. В конце 60-х она начала выпускать продукцию для музыкантов, в частности, небольшие программируемые ритм-машины, а также микросинтезатор "Гном" (внешне очень схожий с теперешним швейцарским Technosaurus Microcon). Позже, в 70-х годах, компания занималась также изготовлением собственных модульных систем (серий 2720 и 4700) и имела известность на внутреннем рынке США, хотя эти системы и не были ее основным продуктом. В середине 90-х годов PAiA развернула выпуск модернизированной модульной системы серии 9700 (рис. 9).

История компании с названием "Synthesizers.com" относится к более поздним временам, когда и принципиальная концепция и общий состав модульных систем уже были в достаточной степени разработаны. Это одна из современных компаний, возникшая в "новое время", когда крупных производителей модульных систем практически не осталось, и спрос на эту продукцию был не удовлетворен. Нужны были новые люди, которые бы вновь запустили производство. Одним из них стал Роджер Эрик (Rogger Arrick) из США, с 80-х годов владеющий несколькими небольшими фирмами, выпускающими различную электронную технику. Его компания Synthesizers.com появилась в 90-е годы. Управляя несколькими компаниями, он уделял этому направлению деятельности лишь часть своего времени, но был человеком увлеченным и придерживался строгих принципов. Вот некоторые из них: продукция должна быть качественной, не очень дорогой, анонсироваться лишь после подготовки всего производственного процесса. Никаких предварительных дат выпуска новых модулей, ибо это порождает спешку и может повредить качеству. Склад должен иметь небольшой запас комплектующих для быстрого оформления заказов (преимущественно через интернет, что, по-видимому, и обусловило своеобразное название фирмы). В общем, подход к делу был строгим, а, учитывая занятость владельца, развертывание производства требовало времени.

Производственная линия была подготовлена примерно к 2000 году. В начале своей деятельности компания столкнулась с некоторыми трудностями, связанными со специфичностью данного рынка, однако смогла их преодолеть. В настоящее время выпускается линейка разнообразных систем, от портативных до очень больших. Цены на оборудование (разумеется, на территории США) сравнительно невысоки. Если посмотреть стоимость отдельных модулей, то, например, осциллятор Q106, изображенный на рис. 10, обойдется заказчику в 195$, фильтр Q107 (рис. 11) в 136$, генератор огибающей Q109 (рис. 12) — всего в 92$. При этом модули обладают приличными характеристиками. Осциллятор имеет пять одновременно работающих выходов (с разными формами волны), регулировку ширины прямоугольного импульса, входы для синхронизации и введения обратной связи, и может генерировать частоты в диапазоне от 0,05 Гц до 40 кГц. Фильтр отрабатывает четыре типа фильтрации одновременно. Генератор огибающей имеет минимальное время атаки и спада в 1 мс, а максимальное — до 30 секунд. С технической точки зрения все в порядке.

Компания самостоятельно разработала несколько типовых конфигураций синтезаторов, которые можно использовать в готовом виде либо как основу для будущей расширенной системы. Стоимость собранной системы зависит от ее размера. Например, конфигурация Studio-22 (рис. 13) на момент написания этой статьи стоила 2733$. Цифры в названии системы обозначают количество установленных модулей. Данная конфигурация имеет три осциллятора, один фильтр, два генератора огибающей, два усилителя, четырехканальный микшер, перемножитель сигналов, волновой процессор, MIDI-интерфейс и несколько других модулей. В целом, если не углубляться в детали, эта система примерно эквивалентна синтезатору Minimoog. Правда, клавиатура в комплект не входит и предлагается отдельно.

Система Studio-44 (рис. 14) имеет 44 модуля, в числе которых шесть осцилляторов, четыре генератора огибающей, четыре усилителя, два перемножителя и два процессора сигналов, шумовой генератор, восьмиканальный микшер и другие. Система в такой конфигурации стоит чуть более пяти тысяч долларов. Среди типовых конфигураций есть и очень крупные, составленные из 88 и 110 модулей. Кроме упоминаемых выше модулей, их комплектация предусматривает, в частности, аналоговые секвенсоры. Стоимость таких систем превышает 10 тысяч долларов.

Если провести ценовое сравнение, то разница между изделиями Synthesizers.com и комплектующими для системы Buchla 200e видна невооруженным взглядом. При этом качество оборудования Synthesizers.com соответствует принятым в данной отрасли стандартам, и фирма имеет немало заказчиков. Поэтому можно предположить, что разница в цене обусловлена не только различной схемотехникой. Возможно, сказывается возраст компании и бренд: все-таки, имя Дональда Буклы известно уже около пятидесяти лет, а Synthesizers.com — всего около десяти. Свою роль играет и то, что компания Buchla находится в Калифорнии, а Synthesizers.com — в Техасе. Даже не будучи американцем несложно понять, что производство в Калифорнии само по себе будет более дорогим.

На сайте Synthesizers.com клиенты компании размещают свои звуковые примеры и фотографии (схемы) пэтчей, из которых и добывался этот звук. Поскольку коммутация здесь реальная, выполненная обычными проводами, то фотография представляет собой самый удобный способ обмена информацией. Такой обмен — не для ленивых, поскольку повторять всю коммутацию придется своими руками, забыв о привычной для цифровых синтезаторов "заливке" информации посредством SysEx.

Компания Doepfer Musikelectronik (таково ее оригинальное название на немецком языке) была создана на рубеже 70-х — 80-х годов прошлого века. Одной из первых ее разработок была миниатюрная модульная система синтеза PMS. В начале 80-х годов, когда уже бурно развивались компьютерные технологии, в компании был разработан восьмибитный цифровой семплер для Commodore 64, а также управляющая программа к нему. Затем появились микшерные консоли с компьютерным управлением, интерфейсные программы для компьютеров Commodore 64 и Atari. В середине 80-х появился MCV1 — первая версия конвертера MIDI-CV.

С конца 80-х годов компания активно занялась конструированием MIDI-клавиатур, и работает в этом направлении до настоящего времени. В 90-х годах было разработано множество MIDI-устройств: педальные контроллеры, различные интерфейсы сопряжения с устройствами иных форматов, расширитель GMX1. В тесном сотрудничестве с музыкантами из Kraftwerk был создан комбинированный секвенсор MAQ16/3, имеющий одновременно и MIDI, и CV-выходы. Это трехдорожечный секвенсор емкостью 16 шагов, в упрощенном виде вошедший впоследствии в состав модульной системы.

В середине 90-х годов появился рэковый аналоговый синтезатор Doepfer MS404 с MIDI-управлением. За исключением MIDI-интерфейса с конвертором, синтезатор не содержал ни одного цифрового узла. Это был классический одноголосный аппарат с типичной схемой (VCO, Noise, VCF, VCA, ADSR, 2 LFO), функцией акцента в управляемом усилителе и трехдиапазонным LFO. Его стоимость во время выпуска составляла, в пересчете, примерно 300$ — серьезная альтернатива раритетным аналоговым синтезаторам даже в те годы.

К середине 90-х годов была спроектирована базовая конфигурация модульной системы А-100 и создана первая серия модулей для нее. Новинка сразу же была отмечена в музыкальной прессе, неоднократно представлялась на специализированных выставках, где, кстати, ей заинтересовался композитор Ханс Циммер. Вероятно, он один из самых стойких приверженцев модульных синтезаторов — трудно сосчитать количество систем, прошедших через руки этого человека.

Постоянно пополняясь новыми модулями, система А-100 производится по настоящее время. На рис. 15 показаны два образца из так называемой "Monster System". Такой "Монстр" — самый большой из серийных корпусов, в котором можно разместить, в среднем, от шестидесяти до восьмидесяти модулей, в зависимости от их габаритов.

Английская компания Analogue Systems также известна с 80-х годов прошлого века. Ее интересы находятся исключительно в сфере производства модульных синтезаторов. Музыкантам предлагаются не только классические модульные системы в корпусах различной емкости, но и специализированные клавиатуры для них, например, Demon (рис. 16). Этот 49-клавишный контроллер имеет джойстик и регулятор портаменто, и подходит для управления не только собственными, но также и старыми модульными системами производства Moog, ARP, Roland и других компаний. А, например, клавиатура модели French Connection имеет еще специальные контактные площадки под каждой клавишей, позволяющие формировать необычные глиссандо и вибрато. Компания скромно называет свое изделие клавиатурой для виртуозов.

Кроме клавиатурных контроллеров существует готовый синтезатор с клавиатурой, называющийся Sorceror (рис. 17). Вся его лицевая панель представляет собой корпус, заполненный модулями. В свое время компания лицензировала у фирмы EMS схемы нескольких электронных узлов, применявшихся в синтезаторах серии Synthi. Некоторые модули Analogue Systems имеют на лицевой панели обозначение "EMS SYNTHI". Это означает, что внутри содержатся оригинальные схемы синтезаторов EMS, и музыканты имеют возможность использовать их необычное звучание.

Отметим, что и Doepfer, и Analogue Systems представляют собой компании-интеграторы. Существует множество производителей, выпускающих модули, подходящие по формату для установки в системы указанных марок. Это дает возможность объединить в одном корпусе модули разных производителей и получить нестандартную модульную систему.

Еще одна английская компания воспользовалась разработками фирмы EMS для производства собственных модульных синтезаторов. Она называется Analogue Solutions и занимается производством новых аналоговых синтезаторов, а также модификацией старых синтезаторов и ритм-машин. На сайте компании можно увидеть образцы переделанных устройств таких известных компаний, как Roland и Vermona. В числе собственных разработок есть несколько моделей синтезаторов и аналоговый секвенсор.

Как ни удивительно, названием некоторых своих разработок компания делает реверанс в сторону нашего отечественного пользователя. Например, синтезатор под названием "Vostok" — это именно "Восток" в транслитерации, и ничто иное. Хотя, все может быть проще, поскольку русскоязычные названия для Англии — экзотика, которая привлекает внимание. Vostok представляет собой небольшой модульный синтезатор в чемоданчике (рис. 18).

Из разработок фирмы EMS здесь использована матрица коммутации такого же типа, как в синтезаторах EMS серии Synthi, например, AKS и VCS3. Но здесь матрица имеет увеличенный размер относительно оригинала: не 16 x 16, а уже 22 x 22 контакта (рис. 19).

Непосредственно контактные стержни для работы с матрицей можно заказывать различные, на выбор (рис. 20).

Забавно, но компания Analogue Solutions кроме обыкновенных и резистивных штырьков предлагает их модификацию с вмонтированным в торец красным светодиодом. Такие индикаторные стержни можно использовать в логических схемах, например, при передаче сигналов Gate от секвенсора. В момент прохождения импульса они ярко вспыхивают. Но подобные "улучшения", скорее всего, рассчитаны на любителя. Возможно также, что мы еще увидим их в каком-нибудь кинофильме, ведь разнообразные пульты управления с мигающими огоньками появляются на экранах с завидной регулярностью. Впрочем, в некоторых случаях синтезаторы изображают сами себя. Например, в фильме "Танго и Кэш" на столе в звуковой лаборатории для антуража стоит настоящий синтезатор EMS Synthi VCS3.

Среди разработок компании Analogue Solutions есть и полумодульные синтезаторы. Об одном из них, под названием Red Square (тоже экзотика — "Красная Площадь"), будет рассказано в четвертой части статьи.

Из других известных имен можно назвать компанию Synthesis Technology, выпускающую различные модульные системы под маркой MOTM. По электрическим параметрам они аналогичны системам иных производителей, но имеют собственный формат. В понятие формата входят, главным образом, геометрические размеры и способ крепления модулей, величина питающего напряжения и тип внутренних разъемов, а также тип коммутационных джеков. Размеры модулей МОТМ кратны рэковым единицам (5U), и малые корпуса теоретически можно закреплять в рэковой стойке. Но для больших массивов используются корпуса специальной конструкции. Одна из крупных систем этой марки показана на рис. 21.

Системы этой серии пользуются популярностью, а их формат под названием "MOTM" де-факто стал одним из стандартов. Некоторые другие производители, о которых будет сказано далее, выпускают свои модули в этом формате.

Компания CMS не только собирает модульные синтезаторы, но и предлагает широкий спектр услуг по восстановлению раритетного электронного оборудования. Название фирмы расшифровывается как "Cirocco Modular Synthesizers", по фамилии ее основателя (Phil Cirocco).

Компания собирает модульные системы двух серий: MR и MC. Для первой используются полностью металлические корпуса, устанавливаемые в рэк. Среди них можно подобрать небольшие, шестирэковые, или крупные, высотой 12 единиц. Серия MC имеет классический вид: она более широкая и облицована деревянными панелями. Доступны как стандартные, так и произвольные комплектации.

Основу большинства систем составляет модульная серия 9000. На рис. 22 можно увидеть среднюю систему МС-24. Цифра в ее названии соответствует количеству модулей.

А на рис. 23 показана фотография системы, которую установил у себя в студии композитор Ханс Циммер. Это модель МС-54, состоящая, соответственно, из 54 модулей. По информации компании, система содержит 24 осциллятора.

Нужно заметить, что схемотехника CMS не вполне обычна и отличается от множества распространенных модульных систем. Кроме того, фирма осуществляет жесткий отбор и тестирование комплектующих, из которых собираются модули. Вероятно, этим определяется довольно высокий уровень цен на продукцию CMS, которые почти догоняют цены компании Buchla.

На рис. 24 показаны три типовых модуля этой серии: управляемый усилитель, управляемый фильтр и генератор огибающей. Взглянем чуть ближе на некоторые модули.

Модуль 9001 (рис. 25) представляет собой прецизионный многоцелевой осциллятор со встроенным микшером. Модуль имеет четыре параллельных выхода с разными волновыми формами, синхровход, модуляционные входы. Встроенный четырехканальный микшер имеет регулируемые выходы, прямой и инвертированный выход. Синхровход использует уникальную технологию Unisync, позволяющую синхронизировать осциллятор по внешнему сигналу любой формы. Источником может быть даже гитарный звук или человеческий голос. Представляете себе голос, в унисон которому автоматически "подпевает" синтезатор?

На рис. 26 показан еще один осциллятор, на этот раз — двойной. Это тоже прецизионный прибор, имеющий схему термокомпенсации и "ультралинейные" характеристики. Обе схемы производят одновременно по два сигнала и имеют собственные наборы управляющих входов. Один осциллятор может синхронизироваться по другому, второй осциллятор можно переключать в режим LFO.

Модуль 9004 (рис. 27) представляет собой двухрежимный ВЧ/НЧ-фильтр, оснащенный четырехвходовым микшером и четырьмя управляющими входами. Он имеет систему компенсации резонанса, позволяющую избежать провалов громкости.

Модуль 9027 (рис. 28) содержит процессинговые схемы. Это гармонический перемножитель и балансный модулятор. Перемножитель работает примерно так же, как и обычный кольцевой модулятор, однако имеет два дополнительных модулирующих входа и двойной выход. Балансный модулятор предлагает сложную обработку входного сигнала. В схему подаются два контрольных сигнала. Сигналы смешиваются по схеме кроссфейда под управлением напряжения на отдельном модуляционном входе. Модуляционный вход распознает любые сигналы: как инфранизкой, так и звуковой частоты. Высокочастотное переключение изменяющихся контрольных напряжений формирует сложный суммарный сигнал. При низкочастотном управляющем сигнале схему можно использовать в качестве простого VCA. Возможны и другие варианты применения.

Небольшая фирма Wiard Synthesizer Company с конца 90-х годов работает в США, и за эти годы успела приобрести определенную известность. Компания выпускает малые и средние модульные системы. На рис. 29 представлена малая система серии 300. Всего серия содержит около десяти модулей, среди которых есть обычный VCO, шейпер, генератор огибающей, источники случайного напряжения, фильтры, усилитель и секвенсор. Несмотря на более чем скромный состав серии, музыканты, использующие ее, добиваются очень интересных результатов.

На рис. 30 показана средняя система специального дизайна.

А на рис. 31 — уже крупная система, скомбинированная на заказ из представителей серий 300 и 1200.

Шведская компания Cwejman в настоящее время производит модульные и полумодульные синтезаторы. По заявлениям компании, в обоих случаях используются одинаковые компоненты и схемы, поэтому синтезаторы, в принципе, звучат одинаково. Так что выбор пользователя определяется только его предпочтениями в части размеров системы. Все модули для модульной системы выпускаются в формате Eurorack. Это сформировавшийся в Старом Свете формат, означающий, главным образом, что все модули имеют высоту 3U, коммутируются при помощи миниджеков и имеют одинаковую шину питания. Такая унификация позволяет легко объединять в одном корпусе модули различных производителей, кстати, и американских в том числе. Правда, модули именно фирмы Cwejman окрашены столь густым зеленым цветом, что отличаются от изделий любых других производителей, и сборная конструкция с их участием наверняка получится пестрой. На рис. 32 показан комбинированный голосовой модуль, входящий в состав системы. Он имеет на борту одновременно осциллятор, мультирежимный фильтр, усилитель и два генератора огибающей.

Швейцарская компания Technosaurus с середины 90-х годов занимается производством аналоговых синтезаторов и предлагает собственную модульную систему под названием Selector. По своему составу серия выглядит несколько бедновато — ее можно сравнить с учебником для начинающих, поскольку количество модулей невелико. О реальных пользователях модульных систем этой фирмы мне не известно, сама же компания такой информацией не делится. Можно даже предположить, что производство ее модульных систем приостановлено.

Американская синтезаторная компания Future Retro была образована в 1996 году и уже вскоре выпустила в свет первую разработку, которая называлась "777". Это был аналоговый синтезатор с секвенсором, по звучанию и функциям близкий к известному Roland TB-303. Эта модель производилась до 2003 года. Секвенсор выпускался отдельным модулем под названием Mobius и имел различные интерфейсы для подключения большинства синтезаторных систем: MIDI, CV/Gate, DIN Sync. В 2004 году появился синтезатор Revolution, сочетавший в себе улучшенный секвенсор из модели 777 и аналоговый синтезатор. Эта система тоже производит звуки, аналогичные TB-303.

Модель XS первоначально задумывалась как модуль расширения для синтезаторов, и в таком виде была представлена на выставке NAMM в 2005 году. Но затем концепцию поменяли, и через два года была представлена модель второго поколения, представлявшая собой вполне самостоятельный продукт. Современный XS — это полумодульный аналоговый синтезатор, который можно использовать и как настольный, и в рэке, где он занимает три единицы высоты. К этому синтезатору мы вернемся в четвертой части данной статьи.

Из менее известных в нашей части планеты компаний-интеграторов, собирающих готовые модульные системы, можно назвать, например, такие фирмы как Blacet и Modcan.

Компания Blacet Research была организована еще в 1978 году и занималась выпуском наборов деталей для самостоятельной сборки аналоговых и ранних цифровых синтезаторов. Едва начав собственные разработки, компания столкнулась со "сменой эпох", когда дешевеющие цифровые технологии и стандарт MIDI практически вытеснили с рынка аналоговые устройства. Как поговаривали в компании, спрос "упал ниже нуля". Фирма вынужденно переключилась на разработки в области компьютерных технологий, чем и занималась до тех пор, пока интерес к аналоговым синтезаторам не стал возрождаться. Вот тогда-то фактически и образовалась Blacet Research в том виде, в каком она известна сейчас. Основной ее целью было поставлено производство высококачественных модульных синтезаторов и поиск новых инновационных решений. Собственно, этим она сейчас и занимается. Предметом особой гордости компании является малый размер ее модулей. Правда, в этом есть доля лукавства, поскольку геометрические сравнения проводятся с огромными модулями системы MOTM, высота которых составляет 8,75 дюйма (рис. 33). Конечно, модули Blacet с высотой 5,25 дюйма выглядят заметно компактнее. Только это практически те же самые 3U высоты, которые используются в стандарте Eurorack, то есть вполне обычный размер.

В арсенале компании есть необходимый набор типовых синтезаторных модулей, включая конвертор MIDI-CV, а также несколько необычных. Например, есть модуль Bar Graph, который содержит лишь линейку светодиодных индикаторов. Есть сплиттер, разводящий один входной сигнал на несколько параллельных выходов. Есть управляемый маршрутизатор сигналов, работающий по схеме три входа в один выход или один вход в три выхода. Есть такая интересная штука, как управляемый напряжением трехвходовой сканер. В зависимости от величины управляющего напряжения (или поворота ручного регулятора) схема выбирает один из трех входов и направляет сигнал с него на выходной разъем. Очень удобная схема для формирования случайного сигнала.

Кроме чисто аналоговых существует и гибридная разработка — 16-шаговый секвенсор (Sequential Switch) с микропроцессорным управлением (рис. 34).

Одна из типовых конфигураций системы Blacet в малом корпусе показана на рис. 35.

Компания Modcan работает с несколько большим размахом. Она выпускает несколько разновидностей модульных систем, в частности, серии А и В, которые различаются размером модулей и форматом разъемов. На рис. 36 показан вариант системы серии В.

В состав системы входит достаточно большое количество модулей, около полусотни. Кроме полностью аналоговых схем в некоторых модулях используются и цифровые решения, например, цифровая задержка. Среди всего многообразия есть такая важная вещь, как секвенсор, использующий три линейки по 16 шагов (рис. 37).

Фотографию реально работающей системы Modcan можно увидеть на рис. 38. Именно с ее помощью записан небольшой многоголосный демонстрационный образец, который можно прослушать на сайте МО. Никаких дополнительных источников звука, никакой многодорожечной записи — все записывалось в реальном времени.

Таким образом, можно констатировать, что существует немало современных производителей законченных модульных систем. Наиболее известные из них были упомянуты выше, но этот список нельзя считать исчерпывающим. Вероятно, существуют и другие, менее известные компании, и назвать их точное количество было бы довольно сложно. Но в этом и нет необходимости, даже если нам захочется найти какой-нибудь необычный по функциям модуль, отсутствующий в перечне крупных компаний. Дело в том, что новые конструкторские решения в данной отрасли могут появляться несколько иначе.

На современном этапе развития рынка модульных синтезаторов отмечается интересная тенденция. Вновь появляющиеся фирмы теперь не испытывают необходимости в создании полной линейки модулей. Уже существует немало компаний, которые конструируют и производят ограниченный набор модулей с теми или иными уникальными характеристиками. Эти модули легко дополняют готовые системы производителей-интеграторов, таких как, например, Doepfer или Analogue Systems, работающих в формате Eurorack, или Synthesis Technology с ее форматом МОТМ. Несмотря на то, что указанные фирмы имеют широкий ассортимент собственных модулей, изделия новых производителей зачастую предлагают интересные разработки. Придерживаясь известных спецификаций, новые компании могут сосредоточить усилия на создании некоторого количества уникальных модулей и не беспокоиться ни о производстве корпусов, ни о полных продуктовых линейках. В последнее время таких новаторов становится все больше. И, кстати, любопытный факт: значительная их часть сосредоточена в штате Калифорния, США. Возможно, в этой местности существует своеобразная "творческая аура", сформированная еще в середине прошлого века усилиями Дональда Буклы.

Например, несколько специфических модулей выпускается под маркой MakeNoise. Один из них называется Quad Multi-Mode Gate, сокращенно QMMG. Схему его лицевой панели можно увидеть на рис. 39. Это четырехканальный прибор, своеобразный клон одного из старых модулей марки Buchla, каждый из каналов которого может работать в режимах усилителя, низкочастотного или высокочастотного пропускающих фильтров. В каждом канале есть контролируемая напряжением цепь обратной связи. Все каналы могут суммироваться на общем выходе, или же сигналы можно пропускать по ним последовательно — в общем, это многоцелевой модуль с большими возможностями.

Компания Electro-Acoustic Research существует в Калифорнии (США) с начала XXI века. Как и в большинстве подобных предприятий, здесь работают неслучайные люди. Например, ведущий разработчик Peter Grenader обучался в Калифорнийском институте Искусств, где преподавал Мортон Суботник, один из основоположников "конкретной музыки" и идейный вдохновитель Дональда Буклы. Директор по маркетингу с детства увлекался электронной музыкой и осваивал еще новые в то время синтезаторы PAiA и EMS Synthi.

Компания выпускает отдельные модули и законченные системы под маркой Plan B. Все они выполнены в формате Eurorack, то есть имеют стандартную высоту 3U, коммутацию на миниджеках, а по посадочным размерам и шинам питания соответствуют корпусам Doepfer и Analogue Systems. В настоящее время серийно выпускается более двадцати различных модулей, и еще семь готовятся к выпуску в обозримом будущем.

Многие из модулей Plan B, даже традиционного назначения, имеют свои особенности. Например, осциллятор "модель 15" имеет четыре параллельных выхода для разных форм волны, регулировку ширины импульсной волны (PWM), модулирующий вход FM, два регулируемых управляющих входа и синхровход (рис. 40).

Но, кроме этого, осциллятор имеет функцию морфинга волновых форм и отдельный выход для полученного таким способом сигнала. Морфинг представляет собой плавный кроссфейд между синусоидой и пилой, либо синусоидой и прямоугольным сигналом, на выбор. Осциллограммы сложных сигналов, полученных от такого смешивания в пропорции 1:1, можно увидеть на рис. 41. Звуковые образцы, демонстрирующие работу функции морфинга с различными пропорциями смешиваемых сигналов, доступны к прослушиванию в числе прочих подготовленных звуковых примеров, размещенных на сайте МО.

Фильтр "модель 12" имеет четыре типа фильтрации и четыре параллельных выхода: LPF, BPF, HPF и Allpass. Глубину фильтрации можно изменять от 6 до 12 дБ/окт. Фильтр имеет автоматическую регулировку усиления для компенсации провалов при высоких значениях резонанса, но не имеет функции самовозбуждения. Разработчики перенесли приоритет на "музыкальность" его работы в обычном режиме и добились определенных успехов. Некоторые режимы работы этого фильтра также можно прослушать.

В перечне производимых компанией модулей есть и вполне привычные. Например, генератор огибающей с изменяемой полярностью сигнала и функцией зацикливания, микшер, LFO. Есть модуль многоцелевого аудиопроцессора, имеющий в своем составе аттенюатор, регулируемый диодный (выпрямляющий) шейпер, кольцевой модулятор и дисторбер. Но есть и необычные, такие, как двухканальный генератор случайных напряжений. Модуль с этой функцией носит название "Heisenberg Generator" или генератор Гейзенберга (рис. 42). С помощью этого прибора можно генерировать различные типы напряжений, от случайных секвенций с регулируемой длительностью звуков до цифрового шума. Управляющее ядро сделано на микрокомпьютере, но все выходные сигналы — обычные CV. Один из выходов дает ступенчатое напряжение, второй — сглаженное при помощи встроенного блока Slew Limiter.

Вот, кстати, один из распространенных англоязычных терминов, буквальный перевод которого не дает четкого представления о сущности самого процесса. Но можно дать и другое определение: Slew Limiter — это управляемый напряжением процессор запаздывания фронта импульса. Четкий вертикальный фронт при обработке растягивается во времени, превращаясь в пологий, плавно изменяющийся. Глубина преобразования обычно регулируется. При такой обработке ступенчатое прерывистое напряжение сглаживается, превращаясь в непрерывное. В электротехнике для таких схем используется понятие "интегрирующей цепи".

Из других необычных устройств можно назвать, например, Wave Splicer (рис. 43). В соответствии с названием, этот модуль "склеивает" две волновые формы, поступающие на его входы, в одну комплексную. Это в самом деле склейка — обычное микширование таких результатов не дает. Электронная схема анализирует входящие сигналы, определяет их нулевые точки, а затем складывает положительный полупериод одного сигнала с отрицательным полупериодом второго. Форма полученного сигнала, таким образом, зависит от форм обоих исходных сигналов. "Место склейки", то есть пропорции соединяемых сигналов, можно изменять вручную или с помощью контрольного напряжения в диапазоне от полного пропускания первого сигнала до полного пропускания второго.

Результат равнофазной склейки (равными половинами) простых волновых форм, снятых с одного осциллятора, можно увидеть на рис. 44. В случае использования более сложных исходных форм, которые сами по себе изменяются независимо, потенциальные возможности волнового конструирования становятся неограниченными.

Из известных пользователей модульных систем Plan B можно назвать, например, Aphex Twin, Chemical Brothers, Nine Inch Nails, Guns N' Roses, Parallel Worlds. Полный список имен гораздо объемней.

Под маркой Tiptop Audio выпускаются два интересных модуля: Z3000 и Z5000. Первый из двух представляет собой контролируемый напряжением осциллятор. Он имеет четыре параллельных выхода с различными простыми аналоговыми формами (рис. 45). Есть несколько управляющих входов: CV-control, Sync, Sync Modulation, PWM, два логарифмических FM-входа, линейный FM-вход и вход внешнего тюнера. Вход управляющего напряжения имеет транзитный выход для связки с дополнительными осцилляторами. У модуля есть ручки грубой и точной настройки частоты, ручная регулировка PWM, а также регулируемые аттенюаторы для входов широтно-импульсной и частотной модуляции. Для целей оперативного контроля осциллятор оснащен арифметическим процессором и светодиодным индикатором. Процессор рассчитывает текущее состояние осциллятора и выводит его на дисплей в одном из трех возможных представлений: в виде частоты (в Гц), ноты или октавы. Для нот используется буквенно-цифровое обозначение, например, G2.

Другой модуль, Z5000, представляет собой контролируемый напряжением цифровой процессор эффектов, вероятно — первый, предназначенный для непосредственной интеграции в модульную систему (рис. 46). Он имеет соответственную чувствительность входов. На них можно смело подавать сигнал высокого уровня — ограничения могут начаться с уровня выше 16 вольт. Для просчета эффектов используется 24-битный DSP с частотой дискретизации 48 кГц. Всего имеются 16 различных алгоритмов, большинство из которых — реверберационные. Есть также задержка и модуляционные эффекты. В стереорежиме могут работать 13 алгоритмов. Модуль имеет по два регулируемых входа и выхода, и четыре типовых варианта маршрутизации сигнала.

Американская компания The Harvestman производит несколько оригинальных модулей. В ее коллекции есть, например, четырехканальный матричный микшер Evin 209, позволяющий формировать из четырех входных сигналов одновременно четыре различных выходных микса. Есть модуль с необычным названием "Tyme Sefari" (рис. 47), представляющий собой управляемый напряжением восьмибитный семплер, способный записывать, задерживать и закольцовывать входящий сигнал. Для этих целей он имеет 32 кб памяти. Есть модуль под названием "Stilton Adaptor" — четырехканальный предусилитель для внешних источников звука, например, электрогитары. Модуль оснащен также системой посыла-возврата сигнала для использования процессора эффектов непосредственно при вводе сигнала в модульную систему. Компания выпускает несколько других экспериментальных модулей, от цифровых осцилляторов до загрязнителей сигнала.

На фоне всех этих модулей необычно смотрится клон фильтра, схему которого "вытащили" из отечественного синтезатора "Поливокс", который производился с 1982 года Качканарским радиозаводом на Урале. Модуль с этим фильтром также называется "Поливокс", причем по-русски, и все обозначения на лицевой панели тоже сделаны на русском языке (рис. 48). В описании модуля говорится о том, что это "officially authorized" классический советский аналоговый фильтр (полоса пропускания которого заканчивается на уровне всего лишь 10 кГц), воспроизведенный в непосредственном сотрудничестве с его разработчиком Владимиром Кузьминым. Для тех американцев, кто не знаком с самим синтезатором, приводится ссылка на популярный у нас отечественный ресурс ruskeys.net, что тоже приятно. Отдельно указывается, что схема построена исключительно на оригинальных компонентах, вроде широко распространенного во времена оные операционного усилителя КР140УД8. Где они берут столь древние микросхемы — не ясно, но модуль действительно существует, я его видел собственными глазами.

Правда, звучание оригинального "Поливокса" никогда особенно не блистало, что отмечено и у производителя модуля. Оно охарактеризовано там как предельно агрессивное. В действительности синтезатор может издавать и вполне мягкие звуки, но дело не в этом. Полет мысли спотыкается о некоторую топорность самой схемы. Мне довелось довольно продолжительное время играть на "Поливоксе" в конце 80-х годов, и тогда, на фоне скудного парка отечественных синтезаторов, он мне даже нравился. Но эта симпатия через некоторое время прошла.

Что касается собственно модуля, то работа фильтра кажется грязноватой и неряшливой, и в сравнении, скажем, с певучими фильтрами фирмы EMS не вызывает положительных ощущений. На мой взгляд, этот фильтр лучше использовать для решения сугубо специфических задач.

Еще одна компания из Калифорнии, занимающаяся производством звукового оборудования, проявила себя созданием модулей формата Eurorack. Речь идет о фирме Metasonix. Отличительной чертой многих ее разработок является использование в звуковом тракте вакуумных ламп. Например, модуль R-51, представляющий собой усилитель с формирователем эффекта дисторшн, содержит две лампы (рис. 49). Модуль имеет раздельные входы управления усилением и уровнем искажений и может использоваться как типичный VCA или как эффект-процессор. Лампа формирует мягкое несимметричное ограничение сигнала, и ценители наверняка отметят его отличие от транзисторного ограничения. Для разнообразия такой модуль можно установить совместно с транзисторными, в одном корпусе. Однако нужно помнить, что ток потребления электронных ламп в несколько раз превышает рабочий ток в аналогичных полупроводниковых схемах, и, значит, блок питания следует выбирать более тщательно, с необходимым запасом по мощности.

В ближайшем будущем компания обещает выпустить еще несколько модулей, в частности, мультирежимный фильтр R-52, тоже построенный на двух пентодах.

Интересной разработкой компании Metasonix является рэковый (6U) полумодульный одноголосный синтезатор S-1000, который также имеет название "Wretch Machine" (рис. 50). В нем тоже используется множество вакуумных ламп. Для эффективного охлаждения они выведены за пределы корпуса, а чтобы музыкант случайно не обжег руку или не повредил гнездо, сверху над лампами устанавливается специальный козырек.

Синтезатор имеет два VCO с тремя формами выходного напряжения, шейпинг волновых форм, мультирежимный фильтр, два генератора огибающей, типа AD и ASR, которые можно объединить в один четырехстадийный генератор. Есть также два LFO и две модуляционные шины. Для дополнительной коммутации между узлами синтезатора можно воспользоваться патч-панелью. По неизвестной причине компания решила использовать для управляющих входов малораспространенный формат Гц/Вольт.

В Германии помимо известной фирмы Doepfer существуют и иные производители модульных синтезаторов. Например, в Берлине работает "инженерное бюро M. Fricke", выпускающее продукцию под маркой MFB. Среди модулей формата Eurorack есть стандартные, например, несколько типов осцилляторов, четырехполюсный фильтр, генератор огибающей, двойной LFO, конвертор MIDI-CV, секвенсоры, управляемый усилитель, а также такая загадочная вещь, как видеоскоп. Последний представляет собой конвертор звукового сигнала в видеоформат. Фактически с его помощью обычный телевизор превращается в осциллограф, на котором можно просматривать форму звуковых сигналов.

Среди осцилляторов есть как обычные мелодические модели, так и перкуссионные, формирующие звуки ударных инструментов, таких как бонги, томы и клавесы (рис. 51).

Под маркой MFB ранее выпускался также аналоговый полумодульный синтезатор Kraftzwerg. В настоящее время он доступен в виде эквивалентного комплекта модулей формата Eurorack (рис. 52). Среди них три осциллятора, фильтр, сдвоенный LFO, два генератора огибающей и управляемый усилитель. При заявленной цене в 520 евро (это, конечно, для Европы) такой аппарат выглядит конкурентоспособным.

Несколько интересных модулей формата Eurorack выпускается под маркой Elby Designs. Один из них называется "Super Psycho LFO" и представляет собой совокупность шести независимых генераторов с переключаемой формой волны. Каждый генератор имеет переключатель частотного диапазона (НЧ или звуковой), плавную регулировку частоты в пределах диапазона, возможность независимого включения и выключения. Сигналы всех генераторов суммируются и снимаются с общего выхода. С помощью этого модуля очень удобно формировать псевдослучайные управляющие сигналы необычной формы.

Выпускается также модуль двухконтурного LFO, который имеет раздельные выходы с разными волновыми формами в каждом контуре, а также позволяет плавно изменять форму выходного напряжения (шейпинг). Существует сдвоенный модуль, совмещающий формирователь хаотического напряжения и ведущий осциллятор для подачи исходного сигнала. Оба контура также могут использоваться независимо один от другого.

Любопытно устроен модуль фильтра (рис. 53). Он выполняет одновременно три типа фильтрации: HPF, BPF, LPF. В отличие от многих аналогичных модулей, имеющих один вход и несколько выходов, здесь применены раздельные входы для каждого типа фильтрации и один выход, на котором суммируются сигналы всех фильтрующих контуров. Каждый контур имеет собственный регулятор уровня пропускания сигнала, но рабочая частота изменяется синхронно для всех фильтров при помощи единственного регулятора.

Фирма Cyndustries, работающая под маркой "Cynthia", отличается от большинства компаний тем, что производит собственные модули сразу в нескольких популярных форматах: Eurorack, MOTM, Modcan, Blacet, Serge Modular. Перечень модулей, выпускаемых фирмой, довольно велик, и среди них есть весьма интересные разработки. Например, модуль Sawtooth Animator (рис. 54), формирующий из единственной пилообразной волны пакет, состоящий из семи сигналов. Конструкторы даже применяют для него полушутливое наименование "Voltage Controlled FAT", то есть, буквально, "управляемый напряжением ужирнитель".

Необычный осциллятор под названием Zeroscillator (рис. 55) имеет широкие возможности формирования звука с помощью FM-модуляции. Для этих целей он воспринимает не только традиционные в FM-синтезе синусоиду и треугольную волну, но и другие волновые формы. Модуль оснащен собственным управляемым усилителем, перемножителем сигналов, причем воспринимает их вплоть до нулевой частоты. Схема позволяет формировать стандартную PWM, экспоненциальную и линейную FM-модуляцию с динамическим изменением глубины, плавный морфинг волновых форм, а также синхронизацию с различной степенью глубины.

В арсенале фирмы есть интересный счетверенный компаратор сигналов, который сравнивает уровни различных контрольных напряжений и на основе их анализа формирует логические сигналы. Кроме упомянутых выше, выпускается немало других модулей, среди которых есть типовые VCO, низкочастотные генераторы, делители и преобразователи частоты, логические процессоры, секвенсоры, линии задержки, фильтры, микшеры и иные.

Калифорнийская компания Livewire Electronics выпускает небольшое количество модулей в формате Eurorack. Флагманом является модуль осциллятора, носящий название "Audio Frequency Generator" (рис. 56). Он имеет восемь звуковых выходов, более десяти управляющих входов, способен формировать множество разнообразных волновых форм и применять к ним различные виды модуляции, в числе которых есть широтно-импульсная и фазовая. Кроме того, есть возможность сведения сигналов всех выходов в одну стереопару или даже в моносигнал.

Другие модули этой компании предназначены для обработки внешних сигналов. Например, модуль Dalek Modulator содержит два линейных управляемых усилителя с регулируемой кросс-модуляцией, а также кольцевой модулятор. Его собрат, Vulcan Modulator, имеет два LFO с кросс-модуляцией и десять физических выходов для вывода чистых волновых форм и их производных. Все это позволяет модулю в итоге формировать около 30 различных вариаций волновых форм. На рис. 57 показаны оба эти модуля, интегрированные в систему Doepfer. Рядом с ними можно увидеть модуль ChaQuO фирмы Elby Designs. Это формирователь хаотического сигнала и задающий квадратурный осциллятор в одном корпусе.

Несмотря на то, что формат Eurorack по распространенности все больше обгоняет другие модульные форматы, они продолжают уверенно развиваться. Здесь основными интеграторами выступают формат MOTM компании Synthesis Technology, близкий ему DotCom, в котором работает компания Synthesizers.com, и, с некоторым отставанием, формат Frac фирмы PAiA Electronics. Существуют сторонние разработчики, выпускающие модули в одном или нескольких из этих форматов. Некоторые из них начали с производства отдельных модулей, но вскоре стали выпускать собственные законченные системы. Это, например, фирма Oakley Sound Systems, основанная в 1999 году. Первоначально она занималась производством модулей, совместимых с форматом MOTM, а в настоящее время выпускает полные системы под собственной маркой. На рис. 58 показана одна из них.

Примеры
Прежде всего, нужно сделать одно важное замечание. Большая часть звуковых примеров, представленных для второй части статьи, показывают работу одиночных модулей или их небольших связок. Например, для демонстрации работы модуля фильтра потребуются также осциллятор, генератор огибающей, возможно, LFO, и больше ничего. Но модульные системы в целом — это именно "системы", потому что могут творить совершенно фантастические вещи, которые даже трудно себе представить. И их звуковые возможности растут прямо пропорционально количеству задействованных модулей. В таком контексте частные примеры работы одиночных модулей следует рассматривать в качестве технической информации, поскольку полное представление о возможностях модульных синтезаторов из них получить невозможно.

В меньшем количестве представлены отрывки реальных музыкальных произведений, написанных и записанных с помощью модульных систем. Вот здесь уже можно прочувствовать их потенциал. Разница видна, что называется, невооруженным глазом.

Нет особой необходимости делать подробный разбор каждого примера. Из их названий можно почерпнуть практическую информацию, а именно: название марки, тип или название модуля и некоторые другие сведения. Например, файл Buchla_filters содержит образцы работы фильтров фирмы Buchla.

Мы пойдем по алфавиту. Компания Cyndustries представлена четырьмя примерами. Один из них относится к работе модуля Saw Animator, а три других демонстрируют возможности модуля Zeroscillator в различных режимах.

Компания Make Noise представлена образцом работы многоцелевого модуля Quad Multi-Mode Gate.

Компания Metalbox, о которой я упоминал лишь вскользь, представлена тремя звуковыми примерами. Один из них относится к модулю Sequential Switch, который работает в качестве восьмишагового секвенсора, а также управляемого переключателя входных сигналов (которых тоже восемь). С помощью этого модуля можно создавать очень необычные секвенции. Второй пример демонстрирует работу фильтра, а третий — линейную FM-модуляцию между двумя осцилляторами.

Компания Metasonix представлена двумя образцами, показывающими работу синтезатора S1000. Один пример демонстрирует, в основном, генерацию звука, второй пример относится к обработке внешнего сигнала.

Образцы звучания модульной системы Modcan представлены в одноголосном и многоголосном вариантах. Первый показывает процесс формирования звука с фазосдвигающей обработкой. Второй пример — живое многоголосное исполнение.

Системы марки Plan B представлены несколько большим количеством примеров. Здесь можно услышать работу модулей фильтров, разрезателя сигналов (Wave Splicer, подобрано резкое звучание), модуля перемножителя сигналов. Осциллятор демонстрирует фирменную функцию морфинга между двумя волновыми формами (примеры, обозначенные "PlanB15").

Компания Synthesizers.com представлена тремя примерами. Два из них относятся к работе фильтра, один ("robotix") представляет собой маленькую многоголосную демонстрационную заготовку.

Компания Tiptop Audio представлена одним примером, показывающим разнорежимную работу ее осциллятора с небольшой обработкой.

Это были последние из подготовленных образцов звучания отдельных модулей. Все оставшиеся примеры показывают работу полных модульных систем. То есть относятся уже к реальной жизни.

Звучание систем компании Wiard можно послушать в двух примерах. Один из них — это часть фирменного демонстрационного ролика, второй — многоголосная демозапись одного из реальных пользователей системы.

Еще более интересные примеры мне удалось найти в работах музыкантов, использующих модульные системы компании Synthesis Technology серии MOTM. В названии демонстрационных файлов с пометкой "МОТМ" указаны их имена: Robert Rich и Terry Furber.

Все приведенные выше звуковые образцы собраны из открытых источников на зарубежных сайтах. Соответственно и готовили их зарубежные авторы.

В среде отечественных композиторов такая техника распространена в значительно меньшей степени, однако и у нас есть ее стойкие приверженцы. Один из них — Александр Пленингер, композитор, экспериментирующий в различных направлениях электронной музыки. Он любезно согласился предоставить для нашего обзора несколько звуковых примеров, которые я и предлагаю вашему вниманию. Это фрагменты композиций, записанных с использованием модульной системы Doepfer A-100 "Monster Case" с интегрированными в нее дополнительными модулями некоторых других производителей. Отдельно следует отметить, что сольную партию в шестом примере исполняет настоящий саксофон.

Послесловие
Мы познакомились с большей частью второго поколения производителей модульных синтезаторов, которые фактически возродили отрасль. С конца 90-х годов прошлого века новые компании, производящие эту специфическую продукцию, стали возникать регулярно. Они продолжают появляться до сих пор, и количество современных производителей исчисляется десятками. Мне, например, сейчас известно около тридцати, а в действительности их, по некоторым оценкам, далеко за пятьдесят. Я считаю это явление положительным, поскольку модульные синтезаторы все увереннее начинают выходить из разряда раритетов и становятся доступными широкому кругу музыкантов.

Отдельно стоит отметить обширное поле деятельности для энтузиастов самостоятельной сборки модульных синтезаторов. Это направление носит название "Do It Yourself" (сокращенно DIY) или "Synth-DIY". Существует ряд компаний, предлагающих готовые наборы компонентов, причем в различных форматах. Покупателям предлагаются как исходные наборы, так и уже собранные модули, но за несколько большую цену. Здесь можно назвать несколько имен. Есть, например, такая компания как Metalbox, выпускающая более двадцати различных модулей формата Frac, компания с любопытным названием Bride Chamber (формат МОТМ) и несколько других. В качестве разработчика для упомянутых конструкторов, да и для многих других, часто выступает компания CGS, в арсенале которой накоплено огромное количество схем. Поэтому можно встретить одинаковые, в сущности, модули, которые реализованы различными производителями в разных форматах. Например, этими же разработками, реализованными в формате Eurorack, пользуется вышеупомянутая компания Elby Designs. Небольшое количество модулей "крупных" форматов выпускается под маркой STG Soundlabs.

Существует еще несколько даже не компаний, а, скорее, инициативных групп, которые заявили о себе первыми единичными разработками модулей. В рамках настоящей статьи я их не рассматривал, но, кто знает, — возможно, они очень скоро приобретут известность как авторы новых интересных решений.

На этом обзор текущего состояния отрасли можно считать завершенным. В следующей части данной статьи мы познакомимся с реальными представителями удивительного мира модульных синтезаторов.

Продолжение следует.

Звуковые примеры

(323 Кб)

(185 Кб)
(314 Кб)
(753 Кб)
(1,17 Мб)

(218 Кб)

(537 Кб)
(852 Кб)
(153 Кб)

(3,76 Мб)
(1,7 Мб)

(258 Кб)
(525 Кб)

(710 Кб)
(387 Кб)
(189 Кб)
(388 Кб)
(318 Кб)
(318 Кб)
(637 Кб)
(619 Кб)

(54 Кб)
(208 Кб)
(453 Кб)

(2,37 Мб)

(897 Кб)
(563 Кб)

(2,93 Мб)
(894 Кб)

(1,04 Мб)
(1,04 Мб)
(1,37 Мб)
(1,08 Мб)
(709 Кб)
(990 Кб)

Другие статьи серии



Источник: http://www.moinf.info/articles/modular-synths-part2



Модульный синтезатор своими руками

Модульный синтезатор своими руками

Модульный синтезатор своими руками

Модульный синтезатор своими руками

Модульный синтезатор своими руками

Модульный синтезатор своими руками

Модульный синтезатор своими руками

Модульный синтезатор своими руками

Похожие новости:












Оригами из бумаги звезда своими руками
Дешевые идеи для дачи своими руками
Пиролизные печи длительного горения своими руками видео чертежи
Уаз 3303 тюнинг кабины своими руками
Из кожи цветы своими руками фото
Как сделать оригами из бумаги для 5 класса
Как сделать глаза более выразительными без макияжа
Как сделать начинку из лимона для пирожков
Как сделать портал в ад в майнкрафте пе
Как своими руками реставрировать диван
Как сделать скриншот на телефоне htc desire
Новогодние игрушки из бумаги своими руками на елку из бумаги
Украшение зеркала своими руками фото
Сделать ятерь своими руками видео
Как сделать ярлык ютуб на рабочий стол